Главная Общее Власть Экономика Общество
Общество - Казачество.
Меню
 Казачество

  История казачества уходит корнями в глубокую древность. Народ с названием казаки упоминается в письменных источниках конца первого - начала второго тысячелетия нашей эры, хотя археологические изыскания дают нам возможность проследить и более ранние периоды жизнедеятельности казачества

  До сих пор пытливые умы человечества ломают голову над феноменом российского казачества. Возникнув много столетий назад, казаки наглядно продемонстрировали, что над ними не властно ни время, ни топор палача, ни глухая стена молчания. Ключ к разгадке этого явления, лежит в познании исторического пути казаков, на котором их судьбами выложен завет В единстве сила, в Братском союзе спасение

  В судьбах России и Евразийского пространства на протяжении веков значительную роль играли казаки - самобытные общности людей, объединенные этногенетической близостью, обычаями, принципом самоорганизации, особым статусом в обществе.

  Казачья общность, издревле сформировавшаяся в степной части России, изначально характеризовалась традициями самоуправления, восходящими к военной демократии. Пребывая в экстремальной ситуации постоянного вызова, казаки выработали в качестве ответа специфический образ жизни и самозащиты, эффективную систему хозяйствования, органичное сочетание земледелия, скотоводства, рыболовства, бортничества, охоты и военного дела. Пастух, пахарь, охотник и воин в одном лице - казак был способен как к автономному жизнеобеспечению, так и к слаженным совместным действиям в ватаге, артели, станице, отряде, войске. С самого начала власть принадлежала не одному человеку, а казачьему Кругу (собранию всех казаков), воля которого была священна

  На пути беззаветного государственного служения казачество снискало себе народную славу и признание, а в некоторых кругах раздражение и ненависть. Дело в том, что в умонастроениях казаков постоянно господствовало идея ревностного служения державной Великой России. Казаки стали наиболее активными проводниками и защитниками идеологии, суть которой выражалась лаконично и ясно За Веру, Царя и Отечество.

  Утверждающаяся Советская власть одним из первых своих Декретов Об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10 ноября 1917 г. юридически упразднила статус казачества как особого сословия, и в течение последующих пяти лет казачьи войска прекратили свое существование. Этому процессу помогла и сама правящая партия большевиков, которая 24 января 1919 г. приняла секретную директиву об уничтожении казачества, подписанную Я.Свердловым Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, принять единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти

  Казачество - это уникальная, единственная в истории не только Государства Российского, но и всего человечества, сформировавшаяся столетиями и ориентированная в основном на военную службу культурно-историческая общность людей, имевших в определенный исторический период и свою в достаточной мере сформировавшуюся государственность, и свои территории, создавших богатую, во многом своеобразную культуру, тесно связанную и в значительной мере питаемую русской культурой , и отличавшихся особой, высокой духовностью.

  Как свидетельствует история как в России, так и ряда стран европейских государств, неоднократно предпринимавшиеся в них в прошлом попытки создать по указанию свыше и казаков, и казачьи части в конечном счете всегда заканчивались неудачей. Почему А может быть, прежде всего потому, что казачество - это прежде всего состояние духа!, и формируется оно не по приказу, а многими десятилетиями и столетиями Еще в 1914 г. писатель и публицист казачий полковник, донской казак И.А.Родионов писал ... достоинства казачьих войск вырабатывались не одним только прохождением различных уставов военной службы и шагистикой, а совокупностью всех условий их жизненного склада, в том числе и исторически сложившимися формами и порядками их общежития... А это в значительной мере уже утрачено.

  Колесо истории вспять не повернуть, но лучшие традиции казаков, людей-труженников, верных сынов своего Отечества надо возрождать, особенно теперь, когда труд хлебороба, порядок, нравственность и оздоровление духовной жизни в нашем обществе стали так необходимы всем нам.

  Казак - вольный человек! Но от чего же и от кого он волен А волен он был лишь от притеснения, от гонения, от насилия над ним. А вот от дисциплины, от службы государевой, допреж всего воинской, от обязанностей защитника Веры, Отечества и Народа Российского, от долга верного радетеля Государства своего никогда казак не считал себя вольным. Никогда не жалел для ради них ни крови своей, ни слез близких своих, ни самого живота своего.

  Путь возрождения Российского казачества - это путь в будущее, путь на данном этапе, возрождения того и такого казачества, каким бы в 1917 г. не был искусственно нарушен процесс общественно-политического развития российского государства и общества; путь опоры возрождающегося казачества на свои исконные исторические ценности, и на этой базе, с помощью государства, поворот от бесплодных, раскалывающих движение дискуссий и всех форм конфронтации как внутри движения, так и с органами власти к целенаправленной, конструктивной деятельности с учетом местных условий, немедленному на начальном этапе, но твердому и уверенному поступательному движению в будущее.

  Официальное оформление Союза казаков состоялось на Большом круге казачьих организаций в июне 1990 г. в Москве, где новое образование было названо добровольным общественным объединением представителей казачьих краев, областей и отделов. Была определена цель и принята программа движения. Новый этап в развитии организационных форм казачьего движения дали пять общероссийских круга. Делегаты данных кругов были представлены всеми регионами России. Союз казаков преобразовался во Всероссийскую казачью организацию, в составе которой за десять лет практически восстановлены все традиционные казачьи войсковые объединения и союзы в местах, где казакам ранее проживать было несвойственно, но куда они попали при депортации, выселении или естественной миграции.

  Ативизация движения, начало восстановления утраченных традиций управления, появившаяся болезнь казачьего экстремизма, обострили взаимоотношения казачества с неказачьим населением. Возникло три узла противоречий казачество и большинство населения, казачество и казачьи организации, казачество и власть.

  Однако начиная с 1995 г. с обострением геополитической обстановки в целом по России, государственные структуры резко изменили свое видение в отношении казачества. Деятельность Союза казаков строится на исторически традиционных для казаков принципах круговой демократии, веротерпимости, уважения к национальным традициям всех народов, духовного и героико-патриотического воспитания молодежи, свободного хозяйственного развития.

  Цели движения отражены в Уставе Союза казаков, а также в Уставах всех казачьих структур и в их программах. Ведущим направлением деятельности движения признается переход от общественных формирований к государственной службе, историческому возрождению казачества, духовности, воспитание патриотизма, утверждения высокой нравственности.

  Возрождение казачества с его укладом жизни, традициями, отношением к государству, правительству в наше время должно выявить все лучшие его качества с учетом происшедших изменений в обществе за 80 лет существования Советской власти, а также всех особенностей, происходящих в стране, идущей по пути демократизации, ликвидации тоталитаризма, партийного диктата.

  Кого же нужно считать казаком Человека, живущего на земле казачьей, политой кровью и потом наших предков, или и того, кто работает электриком, слесарем, строителем, водителем, инженером, врачом, учителем, руководителем любого ранга, студента и т.д. и проживает в городах, но из рода казаков Конечно, такой классификации нет ни в одной программе Союза казаков. Есть одна единственная классификация и право для потомков казаков - вступить в современную казачью общину независимо от рода занятий, профессии.

  Осуществление государством существа казачьего движения и разработка основ политики по отношению к нему шло параллельно с возникновением и развитием самого движения. Закон РСФСР О реабилитации репрессированных народов дал новый импульс дальнейшему развитию казачества. Государство признало казачество репрессированным народом и ставило проблему его реабилитации. По документам прослеживается начало диалога казачества с органами государственной власти. Вместе с тем в названном законе имелись и слабые места отсутствовал механизм реализации этого закона, что усилило разногласия в самом движении по трактовки этого документа. Все это требовало дальнейшей разработки проблемы прав и обязанностей государства и казачества. Таким образом, анализ документов органов государственной власти свидетельствует о начале формирования государственной политики по отношению к казачеству. Движение за возрождение казачества становится объектом правового регулирования, оно составило ту среду в которой начали работать не только политические партии, но и государство. Если в начале пути движение находилось за пределами правительственной сферы, то по мере своего развития оно стало важным элементом политической системы страны, органом и формой осуществления демократии.

  Проблема взаимоотношений движения казаков и государственной власти в 1991 - 2001 гг. выдвинулось на одно из заметных мест в общественной жизни России. Общественный интерес к казачеству и в первую очередь государственных структур сегодня велик как никогда. Он вполне закономерен и определен комплексом обстоятельств.

  Конечно государство не могло не заметить эту общественно-политическую силу, готовую нести службу Отечеству. Одновременно в органах государственной власти стали осознавать, что после уничтожения иррегулярных казачьих войск в системе российской государственности образовался значительный пробел, который так и не смог восполниться до сегоднешнего дня.

  Теперь я остановлюсь на тех исторических фактах без которых не мыслима история Калмыкии за четыре века в составе России, а именно об участии калмыков составе Российского казачества, так как часто можно слышать реплики и вопросы - Калмыки это только донские казаки, или откуда в Калмыкии Казаки и вообще, что это за Казаки и так далее.

  1613 год - участие 2-х калмыцких полков в народном ополчении Минина и Пожарского в составе казачьих формирований Дона, их участие в пресечение Великой смуты и утверждения на троне династии Романовых.

  1642 год - официальное вхождение части калмыцкого народа в состав Донского казачества и подписания договора с Войском Донским, возглавлял делегацию Донских атаманов Степан Разин.

  1663 год Кошевой атаман Запорожского Войска Иван Дмитриевич Сирко собираясь в поход на Крым писал грамоту Московскому царю Алексею Михайловичу Великий Государь! Для помощи Войску Запорожскому казаков-донцов присылать не надо. Прошу прислать Тайшу Аюку со своими калмыками. Это народ воинственный, с копьем садится на коня, вооружен колчанами с большими стрелами с широкими наконечниками, отличные наездники и прекрасно владеют мечом. По характеру своему люди мужественные и отважные. В бою страшны. Никогда не отступают, хотя и занимаются идолопоклонством

  1725 год - калмыки в составе Яицкого (Уральского) войска;

  1737 год - Высочайшим Указом Его Императорского величества учреждено Ставропольское на Волге калмыцкое казачье войско, реорганизованное в 1839 году, часть казаков калмыков перешла в Оренбургское Войско, часть в Астраханское.

  В 70 годы 18 века благодаря Калмыкам, особенно казакам, сохранилось Терское казачье войско и часть калмыков составило онное.

  В конце 18 века калмыки оказывают помощь Кубанскому казачьему войску и часть их переходит на службу Кубанского казачества.

  Итак начиная с 1609 года и по настоящее время калмыки-казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и особенно прославилась на полях сражений с Наполеоном, под командованием Великого Атамана Платова, первыми на боевых верблюдах вошедшие в поверженный Париж в 1814 году.

  Есть повод для того, чтобы добрым словом вспомнить тех своих земляков, чьи славные имена незаслуженно канули в безвестность истории - полковник Семен Авксентьев - командир лучшего казачьего полка русской армии в 30-е годы 18 столетия. Организаторские способности, глубокое знание военного дела выдвинули на высокие командные посты оренбургского калмыка-казака полковника Андрея Анчукова, уральского калмыка-казака полковника Семена Хошоутова, Ставропольского - полковника Федора Болоткоева. Особый интерес представляет прославленный донской казак генерал-лейтенант Василий Сысоев-3, герой войны 1812 года, впоследствии наказной атаман Черноморского казачьего войска. Федор Калмыков - адмирал Русского флота, Турчанинов, Туроверов, Римский Корсаков, Лавр Корнилов, сын донского казака Дельдинова, Ока и Басан Городовиковы сыны донских казаков, полковник Тепкин, полковник Алексеев, и другие наши земляки получили мировую известность. На территории современной Республики Калмыкия в 1917 г. в п. Чилгир по воле народа было организованно Калмыцкое казачье войско и Войсковое казачье правительство, во главе с Атаманом князем Дундутовым, и Председателем Войскового Правительства Намто Очировым. А в 1918 году князь Дундутов на большом круге Астраханского казачьего войска избран войсковым атаманом.

  И таких примеров можно приводить много, но думаю, что и этих исторических фактов достаточно, чтобы понять историю Калмыцкого казачества.

  История казачества уходит корнями в глубокую древность.

  До сих пор пытливые умы человечества ломают голову над феноменом казачества. Возникнув много столетий назад, казаки наглядно продемонстрировали, что над ними не властно ни время, ни топор палача, ни глухая стена молчания. О казаках заговорили во всем мире, их стали уважать и бояться. Появление казаков где бы то ни было означало переход к решительным и бескомпромиссным действиям. За верную и потомственную службу своей кровью казачьи войска получали в вечное владение и пользование земли и угодья, на которых проживали.

  После трагической по своим последствиям в целом для России, и для казачества, революции, гражданской войны, ликвидации областей казачьих войск, формального упразднения самого казачества (как будто народ можно упразднить декретом или указом), физического истребления части казаков, принудительного выселения другой их части, для казачества наступили тяжелые времена, когда оно поголовно было лишено гражданских прав, коснулось это и казаков- калмыков.

  Но едва нависла угроза германо - фашисткого порабощения, как тут же вспомнили о неувядаемой доблести, о мужестве и отваге казачьего воинства. И страна снова призвала их под свои знамена.

  В 1941 г. репрессированное казачество, пройдя тюрьмы и ссылки, расстрелы и бесправия, но сохранив любовь и верность своему Отечеству, вступило в Великую Отечественную войну, отправив все свое мужское население, враз забывшее искусственное деление на белых и красных. Из казаков разных областей и регионов, сохраняя их войсковую принадлежность, были сформированы десятки соединений и частей.

  На фронтах Великой Отечественной войны героически сражались соединения под командованием казаков Доватора, Белова, Кириченко, Селиванова, Хомутникова и Басана Городовикова, чья дивизия первой вышла на государственную границу фашисткой германии в Восточной Пруссии и первой же атаковала позиции японских милитаристов на Дальнем Востоке в 1945 году.

  Красно, желто, сине, лампасные воины, как и встарь, проявили мощную волю к разгрому врага. О том говорят правительственные награды, заслуженные богатырями-рыцарями в боях. 262 казачьих конника стали Героями Советского Союза. Более 30 - полными кавалерами ордена Славы, среди них и наши прославленные земляки, которые после переформирования 110 Отдельной Калмыцкой кавдивизии, продолжили службу в 4 Гвардейском Кубанском казачьем корпусе и 5 Гвардейском Донском казачьем корпусе.

  Советское казачество разделило участь всего советского народа. Подготовленные к действиям в экстремальных условиях казаки приняли единственно правильное решение - растворились в населении, сохраняя свои определенные этнокультурные черты, и исчезли с поля зрения властей. Только в глубинной, семейной памяти свято хранился родовой казачий код, не востребованный до поры до времени.

  Такое время наступило на рубеже 90-х гг. ХХ века. Крах коммунистической идеологии и последовавшее ослабление государства вновь всколыхнули казачество, вызвали его самоорганизацию перед угрозой распада государства, возможных иностранных вторжений, возникновения очагов межнациональных столкновений на почве сепаратизма.

  В июне 1990 г. в Москве состоялся 1-й Учредительный круг Союза казаков, от Калмыкии делегация из трех казаков, в числе которых и будущий Президент Республики, ныне кавалер Высших Орденов Союза Казаков России ЗА ВЕРУ, ВОЛЮ И ОТЕЧЕСТВО и ЗА СЛУЖБУ КАЗАЧЕСТВУ, Запорожского Войска - орден И. Сирко, который в Правлении Союза Казаков возглавлял посольскую палату с 1990 по 1992 год.

  В самой же Калмыкии в это время работает оргкомитет, созданный по инициативе К. П. Шовунова, для проведения 1-Учредительного круга Союза Казаков Калмыкии. В составе оргкомитета Джунгуров, Буджалов, Эльзятинов, Бурслугинов, Санжиков, Рощин, Джелачинов, Сусеев, Амнинов, Хахулов, Илюмжинов, Бадмаев, Иванов, Катушов, Абушинов, Барашкинов, Балдашинов, Янжинов, вся семья Куваковых, Цеджинов, Князев, Чурюмовы, Басановы, Сармуткин, Ханташов и многие другие. Это было время когда у руля Государства была крепкая КПСС, оргкомитету приходилось встречаться со многими трудностями и препонами. Приходилось встречаться порой тайком то в кабиненте главного редактора Теегин Герл Буджалова, то в кабинете директора КИОН Катушова, то просто на улице.

  Но как бы то ни было 9 августа 1990 года в клубе Строитель г. Элисты состоялся 1 Учредительный круг Союза Казаков Калмыкии. Круг избрал своего первого атамана Джунгурова Максима Габуновича и членов Правления. Были возрождены 13 традиционных донских станиц, выбраны их атаманы.

  В 1991 году в связи с преждевременной кончиной атамана Джунгурова М.Г. прошел П Круг Союза Казаков Калмыкии, который избрал атаманом Хахулова Ю.Э. В мае 1992 г. прошел Ш круг Союза Казаков Калмыкии, который избрал атаманом Шарманжинова П.Н. С этого периода начинается реорганизация и структурирование Союза Казаков Калмыкии по округам, станицам и хуторам. В 1994 г. в с. Приютное прошел IY круг, который реорганизовал Союз Казаков Калмыкии в Казачье Войско Калмыкии и первым Войсковым атаманом избрал Шарманжинова Павла Николаевича. На данном круге Президент Республики Калмыкия Илюмжинов К.Н. зачитал свой Указ о создании Государственного комитета по делам казачества Республики Калмыкия, а Председателем данного комитета назначил Шарманжинова П.Н.

  Если в августе 1990 г. в Союзе Казаков Калмыкии на учете состояло 210 человек, то на сегодняшний день в Казачьем войске Калмыкии зарегистрировано более 30 тысяч, создано пять округов и более 70 станиц в 11 районах республики.

  В 1997 году был принят Закон о казачестве Калмыкии. Казачество Калмыкии активно помогает проводить в жизнь реформы Президентов Российсской Федерации и Республики Калмыкия.

  На пути беззаветного государственного служения казачество снискало себе народную славу и признание, а в некоторых кругах раздражение и ненависть. Дело в том, что в умонастроениях казаков постоянно господствовало идея ревностного служения державной Великой России. Казаки стали наиболее активными проводниками и защитниками идеологии, суть которой выражалась лаконично и ясно За Единую и неделимую Россию, за её национальную безопасность.

  История казачества многомерна. Она имеет вековые традиции и особый исторический путь. Уроки этой истории еще долго будут изучаться потомками. Из века в век, из поколения в поколение, из рода в род передавались в казачьих семьях принципы чести, добропорядочности, военной удали, трудолюбия, почитания старших, уважения, исполнения законов существующей власти. Высокая сознательность, нетерпимость к лодырям, пьяницам, дисциплинированность, вера в Бога отличали казаков от основного населения Российского государства.

  Сегодня потомки славного казачества Калмыкии - которые составляют большую ветвь славянского народа и большую ветвь калмыцкого народа с честью несут свой нелегкий крест в верном служении Отечеству, как и завещали им их предки. Многие казачьи общины возглавляют руководители хозяйств, которые и в наше тяжелое время умело руководят своими хозяйствами. Авторитет сегодняшнего казачества Калмыкии велик не только в республике, но и за ее пределами во всех регионах России. Наши дети постоянно на протяжении 6 лет на фестивалях Казачок в Анапе завоевывают призовые места. Казачьи общины Калмыкии готовят молодое поколение к нелегкой воинской службе, комплектуя казачьи части и соединения Вооруженных сил России. Так побывав в 22 Донской казачьей бригаде спецназа, совместно с атаманом Мартыновым, в которой более 40% личного состава служат наши земляки, мной был задан вопрос командиру бригады как служат наши дети - ответ был лаконичен все служат хорошо, но ребята из Калмыкии в десять раз лучше, это ли не награда тем атаманским правлениям которые в тяжелое время ведут подготовку призывного контингента.

  А когда по просьбе руководства республики казаками калмыкии перекрывалась административная граница в южных районах нашей республики, казачьим разъездом была задержана машина с криминальным грузом, которую доставили в райотдел милиции. Так по пути до милиции ставка откупа возросла до 10 миллионов рублей, на что казаком Анкарлиевым было сказано лаконично Казак своей совестью и честью не торгует, как и своей землей. Когда стихийное бедствие постигло Каспийский район одними из первых к своим землякам на помощь пришли казаки Яшалтинского округа во главе с атаманом Демьяненко, которые привезли продукты питания и вещи. Когда на наших соседей в г. Кизляре напали бандиты Радуева, то первыми на помощь пришли казаки Калмыкии во главе с Войсковым атаманом. И таких примеров можно приводить много. Несмотря на сравнительную малочисленность, казаки-калмыки выдвинули из своих рядов сотни талантливых ученых, руководителей и командиров, вплоть до генералов. В их числе были командиры корпусов и отдельных армий. В лучах ратной славы России сияют и искры, высеченные победным оружием калмыков-казаков. Сегодняшнее казачество Калмыкии говорит В единстве сила, а Братском союзе спасение!

  • История Калмыкии
  • Культура Калмыкии
  • Образование
  • Здравоохранение
  • Религия
  • Спорт
  • Казачество


  • Реклама
    В интернете есть отличное место для покупки линз, быстрее туда.

    Разместить рекламу?